Глава 1: Как появилось кино?

I. Предыстория о том, как появилось кино

До мерцания киноэкрана было статичное изображение — наскальные рисунки, иероглифы и фрески — самые ранние попытки человека запечатлеть и передать свои истории. Эти визуальные сказки были примитивными, но глубокими и послужили первыми художниками-раскадровщиками саги о человечестве. По мере развития культур развивалось и повествование, проявляющееся в греческих трагедиях и шекспировских драмах, которые заложили повествовательные структуры, которые до сих пор перекликаются с современным сценарием.

В этой главе мы расскажем как появилось кино.

Горизонты изобретательства: изображение движения

Последние годы XIX века были полны инноваций. Пионеры, такие как Эдверд Мейбридж, объединяли последовательности неподвижных изображений, чтобы создать впечатление движения, исключая повествовательные возможности фильма. Этот период стал свидетелем зарождения кинофильмов, когда такие изобретатели, как братья Люмьер и Томас Эдисон, начали экспериментировать с движущимся изображением, предлагая миру новый холст для повествования.

Наследие Люмьера: запечатлеть повествование жизни

Короткометражные фильмы братьев Люмьер представляли собой нечто большее, чем просто документацию; они предложили окно в жизненные повествования. Эти ранние фильмы демонстрировали ежедневные виньетки, юмористические зарисовки и живые события, закладывая семена документального жанра и искусства запечатления реальных событий на пленку.

Жорж Мельес: волшебник кино

Жорж Мельес

В руках Жоржа Мельеса кино стало средством чудес, средством создания историй, пропитанных фантазией и иллюзиями. Его новаторский фильм «Путешествие на Луну» является памятником потенциалу кино в повествовании, знаменуя начало повествовательного кино и спецэффектов. Вклад Мельеса имел решающее значение, показав, что кино может создавать свои собственные уникальные миры и истории.

«Безмолвная симфония»: мастерство визуального повествования

Эпоха немого кино отнесла визуальное повествование к изобразительному искусству. Кинематографисты использовали выражения, жесты и визуальную поэзию, чтобы передать сложные повествования. Отсутствие диалогов в немых фильмах не умаляет их способности рассказывать истории; вместо этого он поставил перед кинематографистами задачу передать сюжет и эмоции посредством чистой визуальности. Звезды этой эпохи стали иконами, их лица и движения вышли за рамки языка и культуры.

Д.В. Гриффит и кинематографический язык

Дэвид Уорк Гриффит

В фильмах Гриффита использовались такие приемы, как сквозные кадры, крупные планы и воспоминания, которые обогатили кинематографический язык. Несмотря на разногласия вокруг его работ, методы Гриффита в построении повествования существенно повлияли на развитие структуры и темпа фильма.

Завершение эпохи молчания: подготовка почвы

Эпоха немого звука подготовила почву для появления звука. Это был период безграничного творчества и экспериментов, когда визуальное повествование исследовалось и расширялось. Техники и мастерство повествования этой эпохи станут фундаментом, на котором будет строиться эра звука, открывая новые возможности повествования и будущее кино, каким мы его знаем.

II. Тихая симфония: искусство рассказывать истории без слов

Появляется визуальный язык

В отсутствие устного диалога эпоха немого кино представляла собой симфонию визуального повествования, в которой повествования разворачивались посредством балета образов, а не слов. Это было время, когда кино было универсальным языком, понятным, несмотря на бесчисленные границы наций и языков. Кинематографисты стали новыми композиторами, а их фотоаппараты — ручками, с помощью которых они вписывали истории в анналы времени. Каждый кадр был нотой, каждая сцена — движением в великой симфонии визуального повествования.

Мим и движение: актерское мастерство

Актеры эпохи немого кино были лицами повествования, их ремесло коренилось в выразительной телесности, напоминающей древнее искусство пантомимы. Такие звезды, как Чарли Чаплин и Бастер Китон, использовали свои тела как инструменты для передачи различных эмоций и действий. Они разработали визуальный словарь, который говорил о многом, превосходя потребность в словах и напрямую связываясь с эмоциями аудитории. Это была эпоха прославления пантомимы, когда наклон шляпы или поворот усов могли нести вес всей сцены.

Сценическая поэзия: палитра кинематографиста

Без диалога ответственность за передачу обстановки, настроения и тона истории тяжелым бременем легла на плечи оператора. Они рисовали светом, составляя кадры, которые могли рассказать историю сами по себе. Внедрение таких техник, как мягкий фокус, контровое освещение и стратегическое использование теней, стало инструментами повествования. Каждая освещенная сцена была похожа на движущуюся картину, каждый кадр которой был тщательно составлен так, чтобы направлять взгляд зрителя и вызывать желаемый эмоциональный отклик.

Монтаж: Ритм сцены

В эпоху молчания зародилось редактирование как форма повествовательного искусства. Монтажеры стали ритм-секцией немой симфонии, их монтажные фрагменты и переходы диктовали темп фильма. Сквозные кадры создавали напряжение, а протяжные кадры позволяли установить более глубокие эмоциональные связи. Монтажная была местом, где разбросанные фрагменты фильма были сплетены в единую историю, каждый фрагмент служил большей сюжетной линии и удерживал зрителей в напряжении, не произнося ни единого слова.

Роль интертитров: повествование в тишине

Интертитры служили голосом немого кино, обеспечивая контекст, диалог и экспозицию там, где это было необходимо. Эти письменные фрагменты были искусно объединены, чтобы поддерживать ход повествования, не нарушая визуального восприятия. Умные и лаконичные титры служили мостами между сценами, направляя зрителей через сложные сюжеты и развитие персонажей, усиливая немую речь поэтической краткостью.

Музыкальные сообщники: эмоциональная сила партитуры

Музыка была единственным голосом в немых фильмах, заполняя пустоту, оставленную отсутствием диалогов, и усиливая эмоциональное воздействие повествования. Показы часто сопровождались живыми оркестрами или пианистами, их выступления соответствовали происходящему на экране. Музыка была критическим повествовательным приемом, дающим сигналы для эмоциональных реакций аудитории: страх, юмор, романтика и трагедия усиливались саундтреком, что делало немой фильм очень эмоциональным.

Наследие эпохи молчания: основы будущего

Когда эра немого кино подошла к концу, она оставила после себя наследие повествовательных техник, которые повлияли на поколения кинематографистов. Эпоха доказала, что истории можно рассказывать глубоко и эмоционально, не произнося ни единого слова, полагаясь вместо этого на универсальную силу визуального повествования. Эти методы не устареют; вместо этого они заложили основу для будущего кинопроизводства, став свидетельством потенциала кино преодолевать барьеры и прикасаться к человеческому духу.

Эпоха немого кино, которую часто называют симфонией без слов, продолжает находить отклик в киноиндустрии. Это был период беспрецедентного творчества и инноваций, подтвердивших поговорку о том, что действия часто говорят громче, чем слова. Отголоски артистизма той эпохи все еще звучат в современных фильмах, немая симфония, которая до сих пор звучит в сердцах киноманов и кинематографистов.

III. Золотой век: появление звука и сценария

Введение: Звуковая революция

Появление звука произвело революцию в кино, ознаменовав начало «золотого века». Это была трансформация, выходящая за рамки простого добавления диалогов — это было введение нового измерения в повествование. С появлением звука фильмы теперь могли передавать нюансы тона, тонкости диалогов и эмоциональную силу музыки, непосредственно интегрированную в ткань повествования.

Джазовый певец: Нарушая тишину

Певец джаза (фильм, 1927)

«Певец джаза» (1927) стал вехой, нарушив тишину эпохи немого кино первыми словами, сказанными в художественном фильме: «Подожди, подожди минутку. Вы еще ничего не слышали!» Эти слова оказались пророческими не только для сцены, но и для индустрии в целом. Появились звуковые фильмы, а вместе с ними и новый способ создания и потребления историй. Зрители теперь могли слышать треск голоса персонажа, шепот признания или рев толпы — элементы, которые обогатили кинематографический опыт.

Принимая вызов: сценаристы и сценарий

Переход на звуковое кино стал непростой задачей для сценаристов, которым теперь предстояло овладеть искусством диалога. Они больше не могли полагаться исключительно на визуальные эффекты; устное слово стало решающим элементом повествовательного повествования. Такие писатели, как Бен Хехт, написавший «Другой мир» (1927) и «Первую страницу» (1931), создали живые, реалистичные диалоги, которые отражали динамичную речь того времени, устанавливая стандарты для будущих сценариев.

Звуковая сцена: новый производственный ландшафт

Внедрение звука потребовало полного пересмотра процесса кинопроизводства. Звуковые сцены были построены для создания контролируемой звуковой среды, а новые методы съемок были разработаны для размещения микрофонов и предотвращения постороннего шума. Производственный ландшафт кардинально изменился: отрасль вложила значительные средства в технологические достижения и звукоизоляцию, чтобы обеспечить качество нового аудиовизуального продукта.

Эволюция и расширение жанра

Волшебник страны Оз (фильм, 1939)

Добавление звука позволило процветать новым жанрам. Такие мюзиклы, как «42-я улица» (1933) и «Волшебник страны Оз» (1939), очаровали публику своими музыкальными композициями и исполнением песен. Появился фильм-нуар с его крутыми диалогами и угрюмыми саундтреками, усиливающими мрачное атмосферное напряжение. Комедии извлекли выгоду из нюансов словесного остроумия, а в фильмах ужасов теперь были крики и тревожные саундтреки, вызывающие дрожь по спине.

Мастерство звукового дизайна

Звуковой дизайн стал жизненно важным элементом повествования: такие художники, как Мюррей Спивак, работавший над «Кинг-Конгом» (1933), создавали звуки, которые никогда раньше не слышали. Рев Конга и атмосферные шумы Острова Черепа были так же важны для истории, как и визуальные эффекты. Художники Фоли создали звуки шагов, скрипа дверей и звона стаканов, привнося новый уровень реализма и погружения в кинематографический опыт.

Глобальный звук: международное влияние

В период расцвета Золотого века Голливуда влияние звука в кино распространилось по всему миру. Звуковые фильмы произвели революцию не только в американском кино, но и оказали глубокое влияние на международном уровне. Болливуд, например, включил музыку и танец в свои повествовательные традиции, создав особый стиль, который стал неотъемлемой частью повествования.

Золотой век Голливуда установил новый стандарт повествования в кино, используя силу звука для создания захватывающих, мультисенсорных впечатлений. Переход от немого кино к звуковому был не просто техническим обновлением; это был культурный сдвиг, который навсегда изменил искусство повествования в кино. Эта эпоха заложила основу для современного кино, и его инновации в написании сценариев, звуковом дизайне и развитии жанров продолжают влиять на кинематографистов всего мира.

IV. Послевоенный переход к новой волне: глобальная история инноваций

Последствия конфликта: кинематографический сдвиг

Послевоенная эпоха стала важным поворотным моментом в мировом кино. Влияние Второй мировой войны оставило неизгладимый след в обществе и, как следствие, в искусстве кинопроизводства. Появился новый реализм, отражающий изменившиеся перспективы и мрачные реалии мира, восстанавливающегося после огромных потрясений. В этой атмосфере реконструкции и размышлений кинематографисты начали раздвигать границы повествовательного повествования.

Итальянский неореализм: истории из-под завалов

Похитители велосипедов (фильм, 1948)

В Италии распространилось движение неореализм, поскольку такие режиссеры, как Роберто Росселлини и Витторио Де Сика, отошли от грандиозного, чтобы рассказывать истории о повседневной борьбе и выживании. Их фильмы, такие как «Рим, открытый город» (1945) и «Похитители велосипедов» (1948), отличались натурными съемками, непрофессиональными актерами и сюжетами, вращающимися вокруг обычного человека. Это движение переосмыслило повествовательное кино, обосновав его реальностью человеческого опыта, а не эскапизмом довоенных фильмов.

Французская новая волна: ломая стереотипы

Жан-Люк Годар
Франсуа Трюффо

Французская новая волна, или Nouvelle Vague, стала воплощением кинематографических инноваций конца 1950-х — 1960-х годов. Такие режиссеры, как Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар, бросили вызов традиционным традициям кинопроизводства, применив монтажные кадры, естественное освещение и прямую запись звука. Эти методы в сочетании с саморефлексивными повествованиями и принятием авторской теории привнесли в кино свежую, юношескую энергию, которая нашла отклик во всем мире.

Японское кино: поэтическая сущность

Тем временем в Японии такие режиссеры, как Акира Куросава и Ясудзиро Одзу, создавали фильмы, в которых предлагались как эпические повествования, так и интимные домашние истории. Их работы сочетали в себе поэтическую сущность традиционного японского искусства с универсальностью человеческих эмоций, создавая такие фильмы, как «Расёмон» (1950) и «Токийская история» (1953), которые были одновременно уникально японскими и поразительно глобальными по своей привлекательности.

Акира Куросава
Ясудзиро Одзу

За пределами границ: Международный диалог

Послевоенная эпоха привела к усилению перекрестного опыления между мировыми кинотеатрами. Голливуд начал ощущать влияние этих международных движений: кинематографисты стали применять более интроспективные и стилистические методы повествования. Этот период был отмечен духом сотрудничества и обмена, поскольку кинематографические инновации выходили за пределы границ, создавая глобальный диалог киноязыка.

Голос автора: Персональное кино

В этот период на первый план вышла концепция режиссера как автора. Режиссеров все чаще считали главными авторами своих фильмов, а их личное видение и стиль становились столь же важными, как и сами повествования. Этот сдвиг позволил создать более своеобразное и личное повествование, а такие авторы, как Альфред Хичкок и Стэнли Кубрик, создавали фильмы, которые несли их безошибочный след.

Альфред Хичкок
Стэнли Кубрик

Рождение современных жанров

В эту эпоху также зародились или переосмыслились многие жанры, которые продолжают определять кино. Спагетти-вестерн, современный триллер и психологическая драма либо зародились, либо значительно развились в этот период. Кинематографисты начали экспериментировать с жанровыми условностями, создавая гибриды, которые не поддавались простой категоризации и расширяли язык кино.

Эпоха послевоенной и новой волны является свидетельством устойчивости кино и его способности к возрождению. Это было время глубоких повествовательных экспериментов и инноваций, которые изменили глобальный кинематографический ландшафт. Истории, рассказанные в этот период, отражали мир, переживающий переходный период, отражая дух перемен и вневременное состояние человека. По мере того как «Новая волна» пошла на убыль, она оставила после себя трансформированную индустрию, в которой личное видение режиссера и новаторское повествование приведут кино в следующую главу.

V. Современное повествование: разнообразие и сложность

Расширяя горизонты: появление новых рассказчиков

Во второй половине 20-го века произошел взрыв разнообразия в кино: голоса со всего мира начали рассказывать свои истории на своих собственных условиях. В этот период кинематографисты разных национальностей, пола и происхождения бросили вызов устоявшимся нормам и повествованиям основного кино, проложив путь к более богатому гобелену повествования.

Блокбастеры и зрелище

Челюсти (фильм, 1975)
Звездные войны (фильм, 1977)

Появление блокбастеров изменило ход массового кино. Такие фильмы, как «Челюсти» (1975) и «Звездные войны» (1977), изменили представление киноиндустрии о том, чего может достичь фильм, как в повествовательном, так и в финансовом отношении. Эти концептуальные фильмы основывались на широких, универсальных темах и зрелищах, но им все же удавалось создавать сложные персонажи и повествования, которые нашли отклик у зрителей по всему миру.

Исследования персонажей и интимные перспективы

В отличие от грандиозных повествований блокбастеров, во второй половине 20-го века также появились более интимные истории, посвященные развитию персонажей и личным путешествиям. Эти фильмы часто исследовали нюансы индивидуального опыта, углубляясь в психологический и эмоциональный ландшафт своих персонажей с ранее невиданной глубиной.

Движение инди-кино: голоса без границ

Криминальное чтиво (фильм, 1994)

Инди-кино (independent) – это фильмы, снятые без поддержки крупных студий.

Движение независимого кино вырвалось из ограничений студийных систем, позволив создавать более экспериментальные и личные истории. Сандэнс стал маяком для независимых кинематографистов, местом, где такие фильмы, как «Секс, ложь и видео» (1989) и «Криминальное чтиво» (1994), могли не только состояться премьерами, но и изменить разговор о том, каким может быть кино. Эти фильмы бросили вызов повествовательным структурам и тематическим условностям, породив новую волну авторов.

Культурная мозаика: глобальные истории в местном масштабе

Кинематографисты начали использовать истории, отражающие культурное, социальное и политическое разнообразие их аудитории. В эту эпоху увеличилось количество фильмов, затрагивающих вопросы расы, класса, пола и сексуальности, исследующих эти темы со сложностью и нюансами. Кино стало платформой для недостаточно представленных голосов: такие фильмы, как «Поступай правильно» (1989) и «Мальчики не плачут» (1999), бросают вызов зрителям противостоять некомфортным социальным реалиям.

Цифровая революция: технологии и повествование

Цифровая революция открыла новые возможности для рассказывания историй, а достижения в области технологий позволили рассказывать более сложные истории. Цифровые камеры и программное обеспечение для редактирования сделали кинопроизводство более доступным, а Интернет предоставил платформу для распространения и обсуждения. В этот период наблюдался рост нелинейного повествования, кино с гиперссылками и повествований, которые можно было рассказать только с помощью новых технологий.

К концу XX века повествование в кино приобрело разнообразную и сложную форму. Рассказанные истории были столь же разнообразны, как и люди, рассказывающие их, отражая мир, который становился все более взаимосвязанным, но при этом все более осознающим индивидуальные особенности. Современное повествование в кино стало зеркалом сложности мира, побуждая зрителей выйти за рамки собственного опыта и использовать возможности кино, чтобы рассказывать универсальные истории с индивидуальным подходом.

VI. Цифровая революция: новые медиа и новые истории

Введение: новая эра рассказывания историй

Цифровая революция изменила ландшафт кино, изменив каждый аспект от производства до потребления. Эта эпоха принесла с собой новые технологии и платформы, которые позволили рассказчикам раздвигать границы, экспериментировать с новыми форматами и достигать аудитории в глобальном масштабе, как никогда раньше.

Демократизация кинопроизводства

Появление доступных цифровых камер и программного обеспечения для редактирования разрушило барьеры в кинопроизводстве, дав возможность любому, у кого есть история, снять фильм. Эта демократизация привела к взрывному росту контента: начинающие режиссеры из разных слоев общества создавали истории, которые часто упускались из виду основными средствами массовой информации. Этот сдвиг не только разнообразил типы рассказываемых историй, но и точки зрения, с которых они рассматривались.

Рост цифровых платформ

Потоковые сервисы, такие как Netflix, Amazon Prime и позднее Disney+ произвели революцию в том, как аудитория потребляет контент. Эти платформы не только предложили новый способ просмотра фильмов и сериалов, но и стали ключевыми игроками в производстве контента. Они предоставили пространство для инновационных методов повествования, таких как эпизодические сериалы, в которых персонажи и сюжеты развиваются по более длинным дугам, а также интерактивные повествования, такие как «Черное зеркало: Брандашмыг» Netflix, которые предлагали зрителям возможность сделать выбор, который повлияет на исход истории.

Социальные сети: новый рассказчик

Платформы социальных сетей стали ареной для микрорассказов. Короткометражные фильмы, видеоблоги и даже сериализованные истории, публикуемые на таких платформах, как YouTube, Instagram и TikTok, изменили определение того, что представляет собой повествование. Эти платформы позволили создателям напрямую взаимодействовать с аудиторией в режиме реального времени, разрушая четвертую стену и развивая культуру участия в рассказывании историй.

Гиперссылка на кино и нелинейное повествование

В эпоху цифровых технологий возникло кино с гиперссылками — стиль кинопроизводства, характеризующийся использованием нелинейных повествований, переплетающих различные сюжетные линии, подобно тому, как гиперссылки соединяют веб-страницы. Такие фильмы, как «Вавилон» (2006) и «Облачный атлас» (2012), служат примером этой повествовательной техники, демонстрируя, как технологии цифрового редактирования облегчают сложные структуры повествования, которые бросают вызов традиционным повествовательным формам.

Виртуальная реальность: захватывающий сюжет

Виртуальная реальность (VR) привнесла новаторское измерение в повествование, погружая зрителей непосредственно в повествовательный мир. Опыт виртуальной реальности позволяет зрителям не просто смотреть историю, но и проживать ее, обеспечивая вид от первого лица, который может вызвать сильные эмоциональные реакции. Поскольку технология VR продолжает развиваться, она обещает еще больше расширить возможности интерактивного и захватывающего повествования.

Глобальные голоса и межкультурные нарративы

Цифровая революция позволила фильмам и другим средствам массовой информации легче, чем когда-либо, пересекать географические и культурные границы. Стриминговые платформы часто представляют контент со всего мира, знакомя аудиторию с новыми культурами, языками и стилями повествования. Этот глобальный обмен обогащает повествовательный ландшафт, способствуя лучшему пониманию и оценке разнообразия человеческого опыта.

Заключение: будущее цифрового повествования

По мере того, как мы продвигаемся дальше в эпоху цифровых технологий, возможности того, чего можно достичь в рассказывании историй, продолжают расширяться. Пересечение технологий и творчества расширяет границы того, как рассказываются и переживаются истории. Продолжающаяся эволюция цифровых медиа не только расширяет инструментарий режиссера, но и углубляет способы взаимодействия аудитории с повествованием. В этом постоянно меняющемся мире единственной константой являются инновации, поскольку новые технологии продолжают появляться, обещая переосмыслить искусство рассказывания историй в цифровую эпоху.

Заключение

История кино — это полотно, сотканное из бесчисленных историй, каждая из которых вносит свой вклад в искусство и ремесло кинематографического повествования. Разработка историй для кино прошла долгий путь: от скромных начинаний до сложных повествований. Стоя на пороге новых возможностей повествования, мы принимаем корни, которые лежат в основе нас, и инновации, которые продвигают нас вперед.

Кстати, дополнительно Вы можете изучить документальные фильмы про создание кино. Вы найдете такие интересные ученые степени как доктора философии (Ph.D.) по мифологии (:

Вселенная Стивена Кинга (фильм, 2022)
Эксплуатация акул (фильм, 2023)
REEL - Кинопроизводство и медиа услуги

Материал подготовлен редакцией REEL.
REEL — профессиональные кинопроизводственные и медиа услуги.

Вы готовы обсудить проект?

Исследуете ли Вы огромный мир кинопроизводства, хотите улучшить и найти возможности роста, наша команда всегда готова помочь вам на каждом этапе пути.

Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше о том, как мы можем помочь воплотить ваши проекты в жизнь профессионально и креативно.

Если Вы уже готовы

Заполните нашу быструю форму или